Проекты домов Санкт-Петербург
ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Город Санкт-Петербург - второй по численности населения город России. Основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. Город назван в честь святого Петра — небесного покровителя царя-основателя. Санкт-Петербург исторически и культурно связан с рождением Российской империи и вхождением России в современную историю в роли европейской сверхдержавы, является символом имперской власти и военной славы, а так же важнейшим экономическим, научным, и культурным центром России. Климат Петербурга умеренный, переходный от умеренно-континентального (климат, формирующийся и распространённый над континентами в достаточном отдалении от океанов, распространён в Северном полушарии, для него характерны устойчивое высокое атмосферное давление, особенно зимой, тёплое лето и морозная зима) к умеренно-морскому ( климат, формирующийся над океанами и распространяющийся на прилегающие к ним части материков, характеризуется положительными среднегодовыми температурами, низкой суточной и годовой амплитудой, мягкой зимой, нежарким летом, повышенной влажностью, значительным количеством осадков).
ДО ПЕТЕРБУРГА
На нынешней территории Санкт-Петербурга и окрестностей примерно миллион лет назад находились лиственные леса, текли полноводные реки. В периоды глобальных похолоданий эта территория многократно покрывалась материковыми льдами. Примерно 20—25 тысяч лет назад ледник начал таять и около 12 тысяч лет назад он растаял. 10—7,5 тысяч лет назад Невы ещё не было. На её месте текли две реки Тосна и Мга. Около 4—4,5 тысяч лет назад появилась Нева. После очередного освобождения территории от ледника она стала заселяться палеоевропейскими племенами. В VIII—IX веках берега Невы заселили восточные славяне. В IX веке образовалась Новгородская Русь, и она стала контролировать земли, где позднее расположится Санкт-Петербург. За обладание данной территорией велась длительная борьба между Новгородом, а затем Россией, с одной стороны, и Швецией, с другой. В 1240 году в этом месте произошла Невская битва между шведами и новгородцами. В 1300 году шведами была основана крепость Ландскрона в устье Охты. В 1301 году она была захвачена и полностью уничтожена новгородцами под предводительством великого князя Андрея Александровича. Новгородская республика в 1478 году была захвачена Московским княжеством и присоединена к нему. В 1583 году Швеция вновь пыталась утвердиться на этих землях, но устье Невы осталось за русскими. В смутное время для борьбы с поляками русским царём Василием Шуйским в 1609 году был заключён со шведами договор о помощи, где по секретному протоколу Швеции передавалась территория Корельского уезда Новгородской земли. Но Швеция этим не ограничилась и в 1611 году захватила и другие земли русского северо-запада, и Приневье, в том числе. По Столбовскому миру оно осталось за Швецией. Территория стала частью одной из шведских провинций, а после перехода в 1634 году на ленное административное деление она стала частью Нотебургского лена. В 1611 году в устье Охты, на левом берегу, на месте русского торгового поселения шведами была заложена крепость Ниеншанц, а на противоположном берегу Охты — город Ниен. К концу XVII века Ниеншанц становится крупным торговым городом, ежегодно принимающим до 100 купеческих судов.
ОСНОВАНИЕ
16 (27) мая 1703 русским царём Петром I на отвоёванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бург, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721), первой и главной постройкой в нём стала крепость («фортеция»). Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве. Одним из важнейших событий в жизни молодого города стало прибытие первого торгового корабля: в ноябре 1703 года голландский торговый корабль пришвартовался в Петербурге. Наибольшие проблемы в Петербурге возникали из-за наводнений. Строительство города с 1704 по 1717 год в основном выполнялось силами «работных людей», мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Они валили лес, засыпали болота, строили набережные и т. п. В 1704 г. в Петербург вызвали из разных губерний до 40 тысяч работных людей, в основном крепостных помещичьих и государственных крестьян. Работы велись преимущественно «вахтовым методом» — мобилизованный работник отрабатывал два-три месяца, после чего уходил домой. Количество людей, ежегодно высылаемых на строительство, было не менее 24 тысяч. Работа шла первоначально в три смены: первая смена с 25 марта до 25 мая, вторая — с 25 мая по 25 июля, третья — с 25 июля по 25 сентября. Позднее перешли на двухсменную работу: первая — с 1 апреля по 1 июля, вторая — с 1 июля по 1 октября. Число рабочих, мобилизованных на строительство Петербурга, составляло около 20 000 в год. В среднем на работы назначалось 30-34 000 человек в год, но реально из губерний направлялось на строительство меньшее количество людей.
ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ
На развитие города в начале XIX века огромное влияние оказала Отечественная война 1812 года, затраты на которую снизили скорость развития Санкт-Петербурга и его ансамблей. Из важных событий этого времени следует назвать: учреждение министерств и Государственного совета, что приводит к ещё большему возвышению города как административного центра; Обновление Академии наук, создание Педагогического института, создание нескольких гимназий и разрешение свободных типографий — к возвышению как научного центра. В это время происходит открытие новых водных систем — Мариинской и Тихвинской, в 1828 году открывается Северо-Двинский канал. Важным событием становится строительство первой железной дороги в 1836 году между Петербургом и Царским Селом. Огромное значение для города, как и для всей страны, имело учреждение Царскосельского лицея 19 (31) октября 1811 года, выпустившего множество учеников, ставших впоследствии известными деятелями науки и культуры. Среди них и А. С. Пушкин. С именем великого русского поэта связаны многие места города — с 1817 по 1829 года он проживает на Фонтанке, потом на Вознесенском проспекте, на Галерной, на Фурштатской, Большой Морской, Преображенской улицах, а с 1836 года — в доме княгини А. Н. Волконской на набережной Мойки.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Успенский собор — уникальный памятник белокаменного зодчества домонгольского времени. Строили его в 1158-1160 годах при князе Андрее Боголюбском в центре города. Успенский собор был задуман как кафедральный, главный храм всей Руси. Возводили храм мастера всех русских земель и иноземцы. Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери. После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Легендарное здание, которое раньше выполняло миссию дома российских правителей. Построен Зимний дворец в Санкт-Петербурге в середине 18 столетия. Основную коллекцию исторического Государственного Эрмитажа расположили в помещение дворца в 20 веке. В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания. Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался. Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр. Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее. В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке. Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей. Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы - величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья - колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы. Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь. Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать. колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство. С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы - П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон. Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Казанский кафедральный собор имеет главную святыню - чудотворную икону Божьей Матери. В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе. Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта. Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, архитектор Воронихин предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто. В Советское время 1929 года был закрыт Казанский собор. Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма – икона Божьей Матери - была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций. В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.
ДВОРЦОВЫЙ МОСТ
На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал лодочный перевоз. После постройки постоянного Благовещенского моста (открыт в 1850 году), Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке Васильевского острова учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И. К. Герард. Все работы были завершены к 10 декабря 1856 года. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. Однако тогда городская управа не решилась на начало строительства. В 1896 году было принято решение о перемещении Дворцового моста вниз по течению Невы на 53,25 метра. Соответствующие работы производились с зимы 1896 по 23 декабря 1897 года. Дворцовый мост занял трассу современного постоянного моста. По нему проложили трассу конной железной дороги. Весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Решение о замене плашкоутного моста на постоянный было принято в 1900 году. В апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство сразу двух мостов - Дворцового и Петра Великого. Первый тур конкурса дал возможность переосмыслить условия его программы. Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла. Во втором туре принимали участие исключительно отечественные предприятия. По заключению комиссии практически все они удовлетворили условиям технического проектирования. После проведения второго тура конкурса встал вопрос о трассе моста. Расположение старой плашкоутной переправы было обусловлено наличием на стрелке Васильевского острова торгового порта. После его переезда на Гутуевский остров транспортный поток здесь многократно сократился. В результате возникли предложения о переносе трассы моста на новое место. Предлагалось построить его на месте старого Исаакиевского моста, напротив Зимней канавки, заключив её предварительно в трубу, напротив Мошкова переулка. 5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. Несмотря на подписание договора, окончательного проекта переправы не существовало. Первоначальный вариант проекта шестипролётного моста был отклонён архитекторами и мостостроителями, так как его автор А. П. Пшеницкий предлагал скопировать декор Троицкого моста. Строительство моста по новому проекту А. П. Пшеницкого началось только в 1912 году. 17 апреля 1914 года из-за наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны начались перебои с поставкой металлических конструкций, стало не хватать рабочей силы. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны. 17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Длина Дворцового моста составила 260,1 метров, ширина - 27,75 метров. Масса металлических пролётных строений - 4 868 тонн, масса противовесов разводного механизма - 2 800 тонн.
СПАС НА КРОВИ
Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883–1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошел. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящен. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции “русского стиля”. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нем совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I. Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. После революции храм был разорён. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 службы прекращены. С 1948 года функционирует как музей “Исаакиевский собор”. В 1950—1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням. Высота Исаакиевского собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров, внутренняя площадь — более 4 000 метров квадратных. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой.
БОЛЬШОЙ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I
На участке Адмиралтейского острова, примыкающим к двору корабельного мастера Феодосия Скляева, между нынешней Миллионной улицей и набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I, расположившиеся на проходившей тогда примерно в середине квартала Верхней набережной. Однако уже через 4 года Зимний двор Петра I значительно расширился к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную. Новый Зимний дом на только что организованной набережной Пётр I задумал как личную резиденцию, полностью соответствующую его образу жизни и вкусам. В 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект и приступил к строительству. 12 октября 1715 года Пётр I, рассматривая «Описание строению, которое надлежит в будущем лете строить…», против пункта «Зимний дом и канал делать» поставил резолюцию: «Фундаменты зделать, а палаты подрядить; канал погодить». Таким образом, на первом этапе строительства (1716—1719 гг.) по проекту Маттарнови была возведена западная часть дома вдоль проектируемой ещё Зимней канавки. Главный фасад, выходящий на Неву, был далёк от парадной репрезентативности дворцов петербургских вельмож, напоминая солидное бюргерское жилище. Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера. В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша — голландского типа (с переломом), над ризалитом — в виде шатра с декоративной вазой. Комнаты не превышали 18 м², и только в лицевом выходящем на Неву корпусе Большой зал имел площадь 75 м², а угловой к Зимней канавке — 41 м². Обращают внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя. Строительство дворца было решено отдать на подряд «вольным» каменщикам и столярам. Работы по устройству фундаментов и возведению стен заглубленного цокольного этажа продолжались до наступления зимы. Весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками — Петром Козлом и Василием Обросимовым, продолжившими кладку стен корпуса, выходящего на Неву. Каменщик Василий Ростворов начинает строительство «малых палат», обращённых к проектируемому каналу. Вернувшись в марте 1718 года после поездки по Европе, Пётр I внёс корректировки в проект нового дворца приказывая «сделать … восемь камор верхняго жилья» в «малых палатках». Перестройки были значительными. В 1718 году началась внутренняя отделка и оштукатуривание дворца снаружи. Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Архитектор Георг Маттарнови внезапно скончался 2 ноября 1719 года, когда дворец находился в разгаре строительства. 1 марта 1721 года «выкладен» только фундамент. Работы продолжил архитектор Николай Гербель. В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. В новый протяжённый и в целом торжественный фасад органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Весь эффект царской резиденции архитектор сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют баро́чный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент. Главный пластический элемент — аттик с эффектным завершением. Высокий, сложный с многочисленными выступами и запа́дами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами. К осени 1723 года новая часть дворца была готова. 24 ноября здесь, в новом Кавалерском зале, происходил большой пир, закончившийся прекрасным фейерверком на льду Невы. А 9 декабря в Большой дворцовой зале, в присутствии всего двора и множества приближённых, состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной. В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался.
СМОЛЬНЫЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
В 1740-е годы Елизавета Петровна, уже будучи императрицей, указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю. М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже — только в 1972 году. В 70-х — 80-х годах XX века здание вошло в состав Государственного музея истории Ленинграда. В постсоветское время в отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор сначала не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал.
МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками». Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать. Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна. Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно. 8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа. В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища. С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) в Михайловском замке располагался госпиталь. В 1951 году в замок на время проведения ремонта и реставрации в Главном адмиралтействе переведены кораблестроительный и особый факультеты военно-морского инженерного училища им. Дзержинского. С 1957 года по настоящее время в замке располагается Центральная военно-морская библиотека. В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением ЦВМБ) замок, который был передан Ленинградскому Совету народного хозяйства для размещения технологических институтов. В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации. В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.
ДОМ КОМПАНИИ «ЗИНГЕР
Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы — крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.
РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ
Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Строительство храма началось 29 июня (10 июля) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере. 30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I. По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.
ПЕТЕРГОФ
История Петергофа берёт своё начало с 1709 года, когда государь Российской Империи решил заложить на берегу Финского залива летнюю резиденцию. Первые постройки усадьбы появились именно в этот период. Пётр I, вдохновлённый архитектурным величием Версаля, самостоятельно занимался проектированием ландшафта и дворцовых комплексов. После победы российского флота над шведским в 1714 году идея о создании символа величия Российской Империи окончательно укрепилась и началось возведение первых дворцов, планирование парков и аллей. В 1720 году, исследовав местность, государь обнаружил множество подземных источников и родников. Он поручил инженеру-гидравлику В. Туволку построить самотечный водопровод с водохранилищами, которые снабжали фонтаны. Официальное открытие Петергофской приморской резиденции состоялось 15 августа 1723 года. За столь короткий период были построены: дворцы Монплезир (дворец Петра Великого) и Марли, почти достроен Эрмитаж (готовы 20 галерей и павильонов); Марлинский дворец, частично действовавший, несмотря на то, что ещё не был облицован мрамором; Нижний парк был уже распланирован; прорыт Морской канал и вдоль него начали действовать водомёты; запущены 16 крупных фонтанов (фонтан Менажерного пруда, «Пирамида», «Сноп»); фонтаны, парки, каскады были украшены статуями, бюстами, вазами из свинца, мрамора, алебастра и дерева. Петергоф поражал умы европейской знати изяществом архитектуры, продуманным ландшафтом парков и садов, украшенных позолотой и аккуратно подстриженными кустами среди ковров зелёной травы. После смерти Петра Великого, в период правления Петра II, противники преобразований предали идею величия Петергофа. Только в период правления Анны Иоанновны, позиционировавшей себя наследницей петровских реформ, продолжилось строительство дворцово-паркового комплекса. Начиная с 1730 года, в течение 10 лет под руководством русского зодчего М.Г. Земцова продолжалась работа над возрождением Петергофа. Правление Николая I отмечено расцветом государевой резиденции. Именно при нём появились такие знаменитые памятники и парки как Александровский парк и дворец Коттедж (дача супруги Александры Фёдоровны), Фермерский дворец, Готическая капелла, Нижняя дача и Колонистский парк, Английский и Луговой парки. Петергоф пережил разрушения военного времени. В период 1941 по 1944 гг. он был оккупирован фашистской армией. Десять процентов деревьев было уничтожено, блиндажи и окопы испещрили недавно зелёную территорию, немцы разорили и вывезли более 30 тысяч предметов искусства. Оккупанты сожгли Большой дворец, разрушили систему фонтанов, похитили скульптурный ансамбль Большого каскада. Несмотря на непоправимый урон, нанесённый фашистской армией, реставрация Петергофа началась уже в 1944 году, а в 1945 году состоялось открытие Нижнего Парка, восстановлена большая часть фонтанов. Реставрационные работы закончились в 2000 году.
МОРСКОЙ СОБОР СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма. Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович. 1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова. 8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей. Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в Высочайшем присутствии.
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА
Впервые идея создания монумента возникла 14 апреля 1814 года, после известия о возвращении из Парижа русских героев. Это сообщение поставило точку в победном завершении войны с Наполеоном. Город готовился торжественно встречать победителей, и по инициативе генерала С. К. Вязмитинова на срочно созванном заседании Сената была утверждена установка арочных ворот на пути, по которому в Петербург будут прибывать гвардейские войска. Проектировать триумфальную арку взялся архитектор Стасов В. П. – академик архитектуры Императорской академии художеств. Но поскольку времени оставалось мало, решили видоизменить въездные ворота у Калинкина моста, перестроив их и украсив скульптурным декором. Реконструкцию доверили Кваренги Д. – гениальному итальянскому зодчему, имевшему смелость ослушаться короля Италии и остаться в России в сложный для нее военный период. По его проекту всего за месяц из дерева и алебастра были возведены Нарвские триумфальные ворота. К 30 июля 1814 г. сооружение было построено. Нарвские триумфальные ворота встречали победителей. В этот день под аркой с триумфом прошли гвардейские пехотинцы Преображенского, Измайловского, Семёновского и Егерского полков. 6 сентября город встречал Финляндский и Павловский лейб-гвардейские полки, 18 октября прибыли кавалергарды, а 25 октября - Казачий полк. Спустя 10 лет конструкция заметно обветшала, и было решено ее снести, о чем приняли соответствующее постановление. Генарал-губернатор Милорадович М. А. добился высочайшего разрешения на возведение мраморной триумфальной арки, «дабы память благодарственную увековечить». Новые Нарвские триумфальные ворота планировалось создать на небольшом удалении от моста (через р. Таракановку по Петергофской дороге). В комитет по строительству под предводительством Милорадовича входил президент художественной академии Оленин А. Н., который предложил сохранить основной мотив арки Кваренги в будущем сооружении. Скульптор Нарвских триумфальных ворот Стасов последовал совету, воплотив в проекте пожелания Оленина, лишь увеличив размеры монумента и изменив элементы декора. В 1830 году пришли к решению строить сооружение из кирпича с медной облицовкой, и в августе возведение продолжилось. В это же время закончился снос прежнего монумента, воздвигнутого архитектором Кваренги. Над созданием памятника трудилось 2600 человек, было уложено полмиллиона кирпичей. С 1831 года на Александровском литейном заводе началось изготовление облицовочных медных листов, толщина которых составляла 5 мм. На том же заводе были выполнены все скульптуры и рельефные надписи. Случившийся в январе 1832 года пожар, когда сгорели все защитные дощатые сооружения над аркой и служебные помещения, заметно затормозил темпы возведения, но хорошо просушил кладку. К весне этого же года все последствия пожара были ликвидированы, и работы возобновились, а 26 сентября 1833 года строительство было закончено.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА
Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года. Победа была одержана в период царствования Александра I , монумент создавался в его честь и носит имя императора. Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге, предложил два проекта. Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I . В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года . На пьедестале с надписью “Благословенному — благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею .Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы , впереди всадника – летящий двуглавый орел. Второй проект О.Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны. Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита. Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах. Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал. Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени. После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы. Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского - 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
История создания Петропавловской крепости неразрывно связана с Северной войной, которую Россия и Швеция вели в период 1700-1721 гг. В результате ряда успешных военных операций, к 1703 году удалось отвоевать приневские земли, и для их защиты потребовалась надёжная крепость, построенная по всем правилам фортификационной науки тех лет. Её строительство являлось тем более необходимым, что старую крепость Ниеншанц, находившуюся на месте впадения в Неву реки Охты, посчитали недостаточно надёжной. Из дошедших до нас документов известно, что место для новой крепости выбирал лично Пётр I. С этой целью 8 мая 1703 года он осматривал невские берега вместе с Александром Даниловичем Меншиковым и французским инженером Жозефом Гаспаром Ламбером де Гереном. Выбор государя пал на Заячий остров, находящийся в самой широкой части устья Невы, и имеющий вполне подходящие размеры – 750 м в длину и почти 360 м в ширину. История Петропавловской крепости начинается 16 (27) мая 1703 года, со дня, когда была произведена её закладка. Несмотря на то, что строилась крепость не только по инициативе Петра I, но и по его проектам, выполненным совместно с Ламбером де Гереном, сам государь при этом историческом событии не присутствовал. Согласно хронике тех лет, он находился в Олонецкой верфи, расположенной на восточном берегу Ладожского озера, а началом работ на Заячьем острове руководил А. Д. Меншиков. Когда была заложена Петропавловская крепость, принято считать днём рождения Санкт-Петербурга. Как видно из истории строительства Петропавловской крепости, первоначально она была деревянно-земляной, однако, несмотря на это, представляла собой передовое по тем временам фортификационное сооружение, состоящее из 6 бастионов, каждый из которых являлся мощным пятисторонним укреплением, возведённым по углам крепостной ограды. Возводилась Петропавловская крепость руками русских солдат и пленных шведов. Кроме того, по указу царя из каждой губернии присылалось определённое количество крепостных крестьян. В 1705 году начался новый этап истории Петропавловской крепости. После того как возвели все земляные укрепления, и таким образом появилась возможность отразить возможное нападение шведов, Пётр I принял решение о её перестройке в камне. Составление проекта новой цитадели и руководство работами поручили итальянцу швейцарского происхождения – выдающемуся архитектору и инженеру своего времени Доменико Андреа Трезини. Для реализации задуманного им плана была осуществлена дополнительная намывка территории Заячьего острова, в результате чего его ширина увеличилась на 30 м. К 1708 году в гранит были одеты Меншиков и Головкин бастионы, а также примыкающие к ним куртины (стены) и пороховые погреба. Тогда же началось строительство казарм и Петровских ворот, созданных, согласно государеву повелению, по образцу Нарвских. Победы, одержанные над шведами в 1709-1710 годах, вывели на иной уровень историю Петропавловской крепости. С этого времени она навсегда потеряла своё военное значение, и пушки, установленные на её бастионах, гремели лишь во дни официальных торжеств. Вокруг крепости с необычайной быстротой стал расти город, получивший статус новой столицы Российской империи, и названный Санкт-Петербургом в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло. Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев. Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.
ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I
Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт. Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор. Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях. В результате памятник Николаю I приобрел тот вид, который существует теперь. Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. памятник Николаю I на Исаакиевской площади олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма. Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, – это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона.
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III
Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге, у входа в Мраморный дворец. Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III. Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображен в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — «не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом», — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу». Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Тем не менее, 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт.
ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II
В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник Михаил Микешин. Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расходы на сооружение монумента составили 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониии открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года.
ПАМЯТНИК СУВОРОВУ
Памятник Суворову - памятник русскому военачальнику, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову в Санкт-Петербурге. Находится на Суворовской площади напротив Марсова поля и Троицкого моста, между зданиями Мраморного дворца и домом графа Салтыкова. Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию, за что и получил титул «князь Италийский». Авторство памятника принадлежит скульптору М. И. Козловскому, который работал над монументом с 1799 по 1801 год. На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в античной одежде. Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы. При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца». Торжественное открытие памятника состоялось 5 (17) мая 1801 года.
Оформить заказ на покупку готового проекта коттеджа, архитектурно-строительное проектирование загородного дома, дизайн интерьера, 3D визуализацию фасадов, а так же получить более подробную информацию или консультацию по вопросам проектирования и строительства частного жилья, дизайна окружающей среды вы можете прямо сейчас.
Наши контакты: Телефон: +7 (495) 725 04 78, E-mail: abrisburo@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий